Размышления кардинала

Церковь в мире

Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.

Принцип духовной свободы

С полным основанием, пожалуй, можно утверждать, что Христос вложил в человека принцип духовной свободы — требующей от человека гораздо большего, чем может требовать любой тиран,— уже тем, что открыл ему его предназначенность к высшему бытию, к «земле, на которой обитает правда», что, произнеся: «Царство Мое не от мира сего» и говоря ученикам: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», Христос основал «царство Духа», которое судит и определяет относительную ценность всех земных царств. Тут можно было бы всецело ссылаться на Христа, не признавая при этом авторитета Его Церкви. Именно такова позиция приверженцев «чистого Евангелия»,— Евангелия, конечно же, неполного. Такую позицию и Руссо мог бы защищать против теоретиков деспотизма. Он не решался извратить христианство до того, чтобы предписать ему ту же роль в государстве, какую играло античное язычество. Не слишком заботясь о последовательности, к «религии гражданина» Руссо присовокуплял некую «религию человека» — религию «единственно общую, вечную и незыблемую для всех стран», религию «без храмов, без алтарей, без обрядов, ограничивающуюся сугубо внутренним почитанием всевышнего Бога и следованием вечным требованиям нравственности». Однако такого рода деизм, даже если представить, что у него есть какие-то основания ссылаться на Христа, ни в одном, ни в другом смысле не является решением столь остро стоящей проблемы.

Hosted by uCoz