Размышления кардинала

Таинство Иисуса Христа

Церковь есть тайна, но также и таинство. Будучи «совокупным местом таинств христианских», она в то же время сама есть великое таинство, которым держатся и которым животворятся все прочие таинства. Она — таинство Иисуса Христа на земле, подобно тому, как для нас Сам Христос, в своем человечестве, есть таинство Бога.

Приклонив колено

Смешно, конечно, даже предполагать, что эта схема способна раскрыть нам глубинный смысл нашей веры. Однако, не стоит торопиться с утверждением, что ничто похожее на нее нам не угрожает. Возьмем, к примеру, случаи, когда исключительный акцент делается на потенциальной способности Церкви способствовать установлению общественной гармонии и земного благоденствия, или путаный мистицизм распространенных концепций «мистического тела», Тела, уже лишенного Главы, химерические идеи о «непосредственной, без всякой дистанции, связи между Творцом и тварью, между Спасителем и спасаемыми грешниками». И не подобного ли рода отклонение гневно порицал один из учителей Церкви XV века, пеняя участникам Базельского собора на то, что те пели относящиеся к Церкви слова Credo преклонив колена? Впрочем, не надо думать, что во избежание угрозы данного заблуждения достаточно по привычке повторять положения веры в неизменной верности их букве: смещение акцентов может в некоторых случаях выявлять отклонение доктрины и изъяны веры более тяжкие, чем те, что стоят за очевидными ошибками, которые могут объясняться порой простою неточностью словоупотребления. Никто из искренне верующих христиан никогда не станет исповедовать «социологический пантеизм». Но всегда ли можно с уверенностью сказать, что каждый из них в своих чувственных реакциях и в практическом поведении надежно огражден от свойственной нашей эпохе тенденции абсорбировать Бога в человеческое сообщество? Не преувеличивая опасности, полезно, тем не менее, быть предупрежденным о ней. Постараемся же всегда являть собой Церковь, и прежде всего — понимать ее согласно всей полноте ее истины. В ней и через нее — непрестанно слышать Того, Кого она благовествует, непрестанно восходить к Тому, ради Кого одного она существует.

Hosted by uCoz