Размышления кардинала

Таинство Иисуса Христа

Церковь есть тайна, но также и таинство. Будучи «совокупным местом таинств христианских», она в то же время сама есть великое таинство, которым держатся и которым животворятся все прочие таинства. Она — таинство Иисуса Христа на земле, подобно тому, как для нас Сам Христос, в своем человечестве, есть таинство Бога.

Единая Церковь

Вся Церковь в целом, единая Церковь дня сегодняшнего, равно как и вчерашнего и завтрашнего, есть таинство Иисуса Христа. Собственно говоря, она и не есть что-либо иное. Все иное лишь так или иначе связано с этим ее свойством. Многие, однако, грубо заблуждаются относительно природы Церкви, ценя в ней лишь ее человеческое величие. Одним она открывается в первую очередь в качестве упорядочивающей и охранительной силы. Не считая для себя обязательным проникнуться ее духом, привести свои мнения в соответствие с ее учением, они стремятся засвидетельствовать ей «всяческое свое почтение» и окружить ее «сыновней нежностью». Их восхищение вызывает долговечность Церкви, ее незыблемость среди бурь века, осторожная мудрость ее правителей, отстаивание ею принципа авторитета, обеспечение сплоченности общества, а также и то, что она позволяет надеяться на возвращение добрых старых времен. Им она ближе в роли великой наследницы греко-римского мира, нежели хранителя и глашатая Благой Вести. А кое-кто даже, отдавая предпочтение первой из этих ролей, противопоставляет ее второй. Другие же видят в ней прежде всего силу, благоволящую поступательному развитию и прогрессу, преодолевающую инертность народов, внушающую верхам общества стремление к справедливости, сообщающую неудержимый порыв истории в целом. Гуманисты благодарны Церкви за то, что в века варварства она сохранила в монастырских стенах сокровища античной культуры, донеся до наших времен чудо «средиземноморской цивилизации». Они признательны ей за весомый вклад в развитие искусств, они ценят красоты ее литургии,— как следует, впрочем, литургии не зная и признавая ее только в латинском звучании. Мыслители, ежеча-сно сталкивающиеся с проблемами своего времени, прибегают к Церкви как к единственному духовному авторитету, способному возвыситься над этими проблемами и дать им разрешение. Кто-то, исходя еще из одной возможной точки зрения, готов восславить Церковь за ее цивилизующее влияние, за ее вклад в укрепление нравственных устоев, за богатейшие плоды, приносимые деятельностью ее образовательных и благотворительных институтов, за ту заботу, какой она окружает все возрасты человеческой жизни...

Hosted by uCoz