Размышления кардинала

Ecclesia Mater (Матерь Церковь)

Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!

Упования

Упование никогда не покидает души церковного человека, для него нет безвыходной ситуации. Как и апостол Павел, он хотел бы «радоваться в страданиях», дерзновенно считая себя призванным, подобно другим, «восполнить недостаток скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь», и твердо зная, что во Христе для него «упование славы». Вместе со всеми верными он ожидает пришествия Того, Кого возлюбила душа его. Он никогда не забывает, что именно исходя из этого следует судить обо всем происходящем. Но он не забывает также, что ожидание должно проходить деятельно и не должно мешать исполнению земных обязанностей: ожидание лишь делает их важнее и существеннее. Итак, его жизнь проходит в эсхатологической перспективе, но по образу апостола Павла, а не Фессало- никийской общины; ожидать пришествия Христова не значит для него, как некоторым кажется, пренебрегать сегодняшними обязанностями, или отвращаться от земной жизни, или оставить милосердие до конца света.

Он поистине стремится всего себя предать заботе об истине, о подлинности, о «духовной нищете», во время, когда «благородная душа более всего страшится лжи, особенно в области священного». Входя в святой Иерусалим, «город истины», где обитает «Бог истины», «Бог верный и праведный», помня, что Дух Святой не терпит ни в чем лукавства, и что сам Иисус назвал веру в числе трех важнейших в законе вещей — вкупе с милостью и судом — церковный человек избегает любого проявления ханжества и ложного благочестия. Он знает цену молчанию. Он понимает также, что всякой вещи есть свое время, что самые лучшие намерения могут быть «не ко времени», и что, в конце концов, не его дело об этом судить. Он не удивляется необходимости подчас «сеять со слезами». Даже в самом добром начинании он не должен забывать, что пожинаемое им посеяно другими до него и что ему самому не следует ждать урожая от того, что он мог посеять. Он остерегается упрощенных решений, которые, даже без прямого касательства к вере, могут как-либо повредить полноте, равновесию и глубине католического наследия.

Hosted by uCoz