Размышления кардинала

Ecclesia Mater (Матерь Церковь)

Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!

Обвинения Церкви

Обвинение в тирании бывает направлено в первую очередь против римской Церкви. Иногда можно встретить даже такую абсурдную аналогию, как политический режим абсолютизма. Против римской Церкви высказываются и многие из христиан, в целом признающих необходимость внешней власти. Но именно к ней устремляются помыслы каждого католика, говорящего о Церкви как о своей Матери. Именно римско-католическая Церковь с ее Преданием считается «истоком и матерью католической Церкви», «матерью и госпожой всех Церквей», «матерью и госпожой всех верных Христу». Глава этой Церкви считается «главой епископата» и «отцом всего христианского народа», или, по словам Игнатия Лойолы, «господином жатвы Христовой». Именно римский престол каждый католик именует «святым и апостольским Престолом». Всем известно, что апостолу Петру поручено пасти не только агнцев, но и овец; что сам Иисус молился о том, чтобы вера Петра не оскудела; что Он передал Петру ключи от Царства Небесного и приказал ему укреплять братьев его. Для католика очевидно, что Петр есть образ Церкви в целом, что, подобно тому, как каждый епископ называется супругом своей Церкви, Петр, первосвященник римский, может быть назван супругом вселенской Церкви, покоящейся на нем, как на зримом основании. В ответ на возражения, порожденные недостаточным знанием предмета, католик может объяснить, что видимое основание Церкви, воплощенное в Петре, ни в коей мере не заслоняет единственной ее Основы, которая во Христе, а земной пастырь не может затмить Пастыря Доброго, ибо первый есть часть второго, и само имя Петра выбрано Христом как образ подчиненного единства Петра с Телом Христовым, плода его веры. Веря, что Церковь получила обетование вечной жизни и победы над смертью, что именно о ней говорил Христос на пути из Кесарии Филипповой, нетрудно понять также, что видимое основание Церкви, положенное в Петре, не изменит ей, пока она зиждется и стоит в земном, зримом образе, то есть до скончания века. Петр был облечен этой властью не для того, чтобы покинуть данную ему паству, но чтобы передать ее своим последователям. «Он живет, правит, судит в своих последователях, первосвященниках Римского Престола, созданного им и освященного его кровью».

Hosted by uCoz