Размышления кардинала

Ecclesia Mater (Матерь Церковь)

Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!

В законе Иисусовом

Она ежедневно наставляет нас в законе Иисусовом, вкладывая нам в руки Его Евангелие и помогая нам разобрать слова истины. Что бы стало с этой маленькой книжкой, в каком виде дошла бы она до нас, если бы она не была записана, а затем сохранена и снабжена комментариями в великом христианском сообществе!.. Сколько искажений она могла бы претерпеть, как был бы изуродован сам текст или его толкования!.. Но к чему фантастические предположения? Свидетельство истории достаточно красноречиво. Нет числа аберрациям Евангелия. Сколь многие на протяжении веков подпали «безбожным и нечестивым учениям, недалеким и нелепым верованиям»! Это отмечал уже Ориген, который, сам будучи великим толкователем Библии, не побоялся сказать об «искушении, заключенном в чтении Священного Писания», когда оно читается вне Церкви. К урокам прошлого наш век прибавляет свои примеры. «Понимание писанной тайны может принадлежать лишь сообществу людей, которое в самом себе несет откровение этой тайны». Если можно вслед за Франциском Саль- ским утверждать, что «Писания вполне достаточно» в некотором смысле, «чтобы наставить нас обо всем», следует, по его же словам, заметить, что «несовершенство заключается в нас, ибо без Предания и учительства Церкви мы не могли бы постигнуть смысла, в нем заключенного». Таким образом, когда мы изучаем Предание и внимаем учительству Церкви, «мы не предпочитаем Церковь Писанию, но предпочитаем толкование Писания всею Церковью нашему собственному толкованию». Мы верим, что Слово Божие «обращено к Церкви», и именно поэтому мы слушаем и читаем его в Церкви. Мы далеки от того, чтобы, как думают иные, восхвалять Матерь Церковь за то, что она умело подает нам Евангелие, делая его практически «неуязвимым», и освобождает его от «нечистых испарений». Подобная похвала для Церкви была бы худшим из проклятий. Нет, она не маскирует парадоксов Евангелия, не лишает его свежести, не смягчает его силы. Церковь не предала духа Благой Вести. Она остается райским садом, откуда исходит этот чистый источник, разделяющийся на четыре потока, плодотворящих весь мир. Благодаря ей Евангелие открыто всем, из поколения в поколение, великим и малым мира сего, и наша вина, если оно не приносит в нас плодов жизни.

Hosted by uCoz