Размышления кардинала

Ecclesia Mater (Матерь Церковь)

Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!

Так говорил Ориген

«Я желал бы,— провозглашает Ориген,— быть поистине церковным человеком». Он совершенно прав, полагая, что нет иного средства стать в полной мере христианином. Человек, выражающий подобное стремление, не удовлетворится простой лояльностью, подчинением и точным выполнением всех предписаний, необходимых для католика. Он любит благолепие Дома Божьего. Церковь пленила его сердце, стала его духовным отечеством, «матерью и братьями» его. Ничто из того, что касается ее, не оставляет его равнодушным или безразличным. Он врастает в ее почву, создает себя по ее образу, проникается ее опытом. Он чувствует себя богатым ее богатствами. Он осознает, что лишь через нее может быть причастным крепости Божией. В Церкви он учится жить и умирать. Он не судит ее, но отдает себя на ее суд. Он с радостью идет на любые жертвы во имя ее единства.

Церковный человек любит прошлое Церкви, внимает ее истории, почитает и изучает Предание — но не для того, чтобы меланхолически восхищаться прошлым или найти пристанище в древности, которую можно переделать по своему желанию, ни тем более чтобы осудить современную Церковь, как ныне устаревшую или отвергнутую Небесным Супругом. Подобные мысли вызывают у церковного человека инстинктивное отвращение. Хотя он и любит уноситься мыслью к временам, когда Церковь только нарождалась, когда, по словам святого Иринея, еще звучала проповедь святых апостолов, когда «кровь Христова еще не успела остыть, а вера горела живым огнем в сердцах праведных», он тем не менее с недоверием относится к мифам о золотом веке, поощряющим естественную склонность к крайностям, раздражительности и легкости осуждения. Он знает, что Христос всегда здесь, сегодня, как и вчера, до скончания века, «чтобы продолжать жизнь, а не возобновлять ее», и не увлекается повторением слов «АЬ initio non fuit sic» (в начале не было так). Он не стремится допрашивать «немую Церковь и мертвых отцов», не «замораживает» Предание. Он не считает Предание достоянием скорее прошлого, нежели настоящего: для него это великая «Сила», живая и непрерывная, не подлежащая расчленению.

Hosted by uCoz