Размышления кардинала

Ecclesia Mater (Матерь Церковь)

Рассказывают, что один неудачливый священник сказал посетителю, пришедшему поздравить его в день сложения сана: «Отныне я только философ, то есть — одинокий человек». Мысль горькая, но до какой степени верная!

Понять важность поставленных задач

Он сам понимает всю важность этих задач и то, что излишек мирской осторожности влечет за собой забвение духовного долга. Он хотел бы быть, по слову святого Петра, всегда готов дать ответ всякому требующему отчета в его уповании, и боится потерять эту способность из-за привычки к ограничению своего духовного горизонта или из стремления к спокойствию. Он старается всегда мыслить не только «с Церковью», но, как говорил автор «Духовных упражнений», «в Церкви», что требует более глубокой верности, тесной общности и, в силу всего этого, большей непринужденности в действиях: непринужденности истинного сына, рожденного в доме. Он во всем препоручает себя ее водительству, наставлению, воспитанию — не по привычке и не из соображений приличия, но по вере в истинность ее учения. Подобно Ньюмену, он может более других испытывать то, что называется «трудностями религии», но, как и этот великий муж, он не станет связывать «факт осознания этих трудностей, как бы сильны и обширны они ни были, с малейшим сомнением в таинстве, их породившем». Еще меньше он склонен «расчленять духовное завещание, переданное до наших времен» реальными людьми — святым Иринеем, святым Афанасием, святым Августином или святым Фомой. Напротив, он постарается сохранить его в его цельности и выявить все ценное в нем.

Ему хотелось бы показать тем, кто ревностно, но подчас излишне трепетно оберегает это завещание, что наследие на деле куда богаче и плодотворнее, чем они думают, что в нем заложено множество невидимых семян, обещающих новые плоды. Ему чужды как современная самодостаточность, так и любой вид доктринального либерализма.

Hosted by uCoz