Размышления кардинала

Наши соблазны о Церкви

Как же соблазняемся мы о Матери нашей, вместо того чтобы любить ее! Среди наших соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть и скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойствены свои особенные соблазны.

Царствие Небесное

Прежде всего не будем соблазняться о Царствии Небесном, в котором наступает конец Церкви и которое Церковь призвана предварить. Никак не принижая важности социальных проблем и незаменимой роли Церкви в их разрешении, нельзя забывать и о том, что за ней остается решение не менее животрепещущей, но куда более обширной и высокой, долговечной и всеобъемлющей задачи. Подобно вирусному заболеванию, которое развивается в благоприятной среде, борется с лекарством и возвращается в другой форме как раз тогда, когда кажется побежденным, зло, заключенное в самом человеке, восстает в непредсказуемых обличьях, хотя и не меняет своей сущности, по мере изменения общества. Общественная психология, нравы, отношения развиваются: человек и его зло остается. Из этого не следует, что не стоит искать лучших средств против него. Стойкость зла может обращаться для нас лишь призывом к более долгой и упорной борьбе. Представив себе совершенные условия общественной жизни — не мощную экономико-политическую систему, но, по воз-можности, наиболее человечное внешнее устройство общества — мы видим, что деятельность Церкви в этой области, можно сказать, еще не начиналась. Ибо Церковь стремится не устроить наше земное существование, но возвысить нас над миром. Неся нам Искупление Христово, она стремится вырвать нас из когтей зла, гнездящегося в нас самих, и сделать общниками другой жизни. Поэтому, даже если бы она и искала прежде всего сиюминутного результата, то не обрела бы его. Если бы она ожидала наступления тех или иных благоприятных исторических условий для свершения дела спасения мира, она бы предала свое служение, которое состоит не в том, чтобы привести в гавань корабль человечества далекого будущего, но в том, чтобы окормлять на всем протяжении времени весь род человеческий; и не мифическое «человечество в целом», но конкретных людей каждого конкретного поколения.

Hosted by uCoz