Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Дивное зрелище

«Что за дивное зрелище видеть в этой одной душе, от начала ее, все то, что Дух Божий сниспошлет вскоре на всю Церковь!». Когда малым ребенком Мария была введена во Храм, то, всю себя отдавая Богу, она отдавала в себе и Церковь. Когда Слово, став плотью в ее лоне, осеняло ее своими дарами, Христос-Слово уже вступал в брак и венчал Свою Церковь в лице Своей Матери. Слова «Да будет мне по слову твоему», сказанные Марией, означали приятие исполнения обетования для нее одной, но также и для всех вместе, и во имя этого они были услышаны. Когда Мария радовалась у Елизаветы, во имя Церкви провозгласила она пророчество: «Величит душа моя Господа!». В день, когда она принесла в Храм своего Сына, она втайне исполнила то, что Церковь продолжает по сей день, а когда возложила Его на руки старцу Симеону — дала начало ежедневному принесению Церковью Отцу гостии наших грехов. Когда в Назарете она созерцала своего Сына и втайне им восхищалась, ее восхищение прообразовало поклонение всех грядущих святых, она вновь представляла персч Ним Церковь. Когда она, «немая Матерь тихого Слова» — Verb Mentis muta mater, участвовала, не понимая их, в тайнах вочеловечения Ьога, наблюдая, сохраняя и возрождая все в сердце своем, она прообразовала долгий путь воспоминания и постоянного возвращения, составляющий душу Церковного Предания. Наконец, на Голгофе, стоя на месте Церкви три долгих часа у подножия Креста, она получила от своего Сына последнее наставление, уже не в слове, но в действии, и этим наставлением просветились все до этого сказанные слова. За всю Церковь и все поколения христиан она созерцала Крест, основу всякого знания, живое и мучительное единство, которым разрешаются все противоречия, «согласие Писаний, в одно и то же время граница и слияние Ветхого и Нового Заветов»; и тогда, когда исполнялось в ней пророчество Симеона, она, будучи «причастна тайне» приведшей к смерти Иисуса, открывала путь непрерывному состраданию Церкви, душа которой до скончания времен пройдена оружием. Она начала этот путь, но она же измерила и превзошла его.

Церкви известно все это, и вот почему она инстинктивно доверяет свою судьбу Деве. Она «под ее милость прибегает», укрывается ее покровом, возносит свои славословия под сенью ее хвалы. Во всеобъемлющей и непрекращающейся победе благодати в Марии Церковь видит возвещение своей победы, или скорее, поскольку в этом нет ничего внешнего, она уже видит свою победу, свершившуюся ныне в самом чистом, что есть в Церкви.

Hosted by uCoz