Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Схожесть учений

Не менее очевидно, однако, и то, что в ходе истории спасения после Воплощения Слова Церковь продолжила путь Израиля, что объясняет христологический и экклезиологический характер первых христианских комментариев Песни. Их появление не может объясняться «неловкостью» или попытками, по легковесному рассуждению Ренана, спасти положение «с помощью благочестивых уловок». Тут не было попытки «извратить» древний текст Песни, чтобы «спасти ее честь». В начале III в. св. Ипполит напишет комментарий, который на протяжении веков будет составлять неизменную основу всех после-дующих работ на эту же тему. Его труд, видимо, был написан специально для иудеев, чтобы облегчить им путь к Евангелию. Без всяких «отчаянных усилий», описанных Ренаном, новая, но отнюдь не импровизированная, даже напротив, продолжающая иудейскую традицию интертпретация, послужила, по замыслу автора, иллюстрацией учения апостолов Павла и Иоанна о единстве Христа с Его Церковью. Здесь, однако, мы видим нечто большее, нежели талантливую иллюстрацию, большее, чем даже «прекрасно обоснованное использование» темы. Еще менее уместно здесь упоминание о «насилии» над иудейским оригиналом поэмы, как если бы еврейский народ, во имя самой веры отбросив все, связанное с мистическим символизмом, хотел навсегда исключить возможность «всякого сообщения неба и земли».

Hosted by uCoz