Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Отношение к Израильским традициям

По отношению к израильской традиции это было результатом перемещения — не только закономерного, но и необходимого; перемещения, повлекшего на деле более глубокие трансформации, нежели склонны сегодня считать историки. Этот случай переноса образов, тем не менее, в самой своей прерывности заключает истинную непрерывность — тем самым он направлен в глубину, на открытие истинного смысла, вдохновленного Духом Святым. Это был, если выражаться словами Отцов в том их смысле, что всеми был признан, но не использовался, неизбежный переход от «истории» к «аллегории». Иными словами, это было одно из следствий великого реального перемещения, великого «перехода», единственного и определяющего,— перехода от Ветхого Завета к Новому. Весьма возможно, что это ясно понимал уже сам апостол Павел. Когда он писал в послании к Ефесянам, что Христос желал приготовить Церковь как невесту Свою, «не имеющую ни пятна, ни порока», или же когда он говорил Коринфянам о своей «ревности о Боге» — не вспоминал ли он именно Песнь песней, ее строки, где говорится о том же, и не стремился ли раскрыть их значение? По меньшей мере можно быть уверенным в том, что интерпретация, принятая со времен Ипполита, является лишь конкретным приложением учения Павла. Те, кто, безоговорочно принимая аллегорию отношений Израиля и Яхве, хотят исключить из сегодняшней интерпретации Песни Песней «все христианские бредни», сами не знают, чего от нас требуют: они хотят, чтобы мы отказались от «нашей Пасхи», дабы вновь сделаться ветхозаветными иудеями.

Hosted by uCoz