Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Следствия сказанного

Но это еще не все. Посредством перемещения другого рода, которое на этот раз было не заменой, но продолжением, «аллегория», в свою очередь, здесь, как и везде, переросла в «тропологию» или «мистику» и принесла плод «морали». И здесь также следует говорить об истинной необходимости подобного развития, поскольку здесь, в который раз, мы сталкиваемся с постоянным законом — «что происходит с Церковью в целом, то происходит и с каждым христианином в отдельности», или, как говорит об этом позднейший комментатор Песни песней отец Мартин дель Рио, «ratio totius a singulis partibus non est aliena» (смысл целого в отдельных частях неизменен). Говоря иначе, духовная жизнь воспроизводит в отдельной душе таинство Церкви как таковой. Именно в ней в конечном счете это таинство исполняется — совершается, становясь внутренним явлением внутреннего мира. «Vel Ecclesia, vel anima» (Что Церковь, то и душа). Такой вид в сердце христианской веры приобретает древняя формула аналогии между макрокосмом и микрокосмом:

«Подобно тому, как человек назван греческим словом микрокосм, то есть малым миром, поскольку по своей материальной сущности он состоит из тех же четырех элементов, что и весь мир, так же каждый верующий явлен как Церковь в миниатюре, когда, в тайне скрытого единства, он получает все таинства человеческого искупления, которые даны Богом самой вселенской Церкви».

Hosted by uCoz