Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Тайны книги

«Все тайны этой книги,— говорит Готфрид Адмонтский,— хотя и могут быть приложимы к вселенской Церкви или же к каждой верной душе, находящейся в ее лоне, выражая духовно, посредством мистического разумения, взаимную любовь Жениха и Невесты, все же более всего обращены к образу благоговейной Девы Марии, исключительно и более чем все души преисполненной любовью и превыше всех иных возлюбленной Женихом». Nec primam similem visa es, nec habere sequentem (ранее подобной не видели, и потом не будет). Она, по словам святого Франциска Сальского, «голубка избранная из избранных, в сравнении с которой все прочие скорее могут называться воронами, нежели голубками». Дщери Сиона отступают перед ней, прославляя ее блаженный удел. Те, кто следует за Невестой и кто идет с Женихом, вступившие на путь и прошедшие его, как ангелы, так и люди,— все узревают в ней единую тайну. Вспомним также «пери- хорезу» Шеебена. Постараемся избежать поверхностности взгляда. Ни в уподоблении души Марии, ни Церкви душе — нигде в действительности нет различия в системе интерпретации. Все происходит внутри одной и той же системы соответствий. Мария более всех возлюблена Господом, святая же ее душа, и прежде всего Церковь как целое, «формой» которой Мария является, в равной степени возлюблены Им. Тайна христианства едина. В образе Марии, в Церкви, в каждой душе — она одна. Все здесь должно быть понятно, как напомнил недавно о. Барре, «в более общем плане вечности Христовых тайн, столь явственно отмеченной святым Львом и упомянутой Бедой, Аутпертом или Аймоном: sed usque hodie et usque ad consummationem saeculi, Dominus in Nazareth concipi, nasci in Betlehem, non desinit... (до сего дня и до скончания века Господь в Назарете во чреве принимается, рождается в Вифлееме, не престает...). Тайна Церкви — скорее не предваряющий образ тайны Марии, но ее продолжение. Одна и та же тайна пребывает и развивается». In specie genus intelligitur. Gratia in specie collata, in omne genus diffunditur (В виде познается род. Благодать, в виде соединенная, во всем роде распространяется).

Hosted by uCoz