Размышления кардинала

Церковь и Дева Мария

Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.

Больше чем просто символы

Таким образом, речь идет о чем-то большем, чем простой параллелизм или взаимозаимствование символов. Это большее очень рано вошло в христианское сознание, и позже, от века к веку, на тысячу ладов провозглашалось в искусстве, литургии и литературе: Мария — «идеальный образ Церкви», «таинство», «зерцало, в котором отражается вся Церковь». Всюду Церковь находит в ней свой прообраз и пример, источник своего происхождения и совершенствования. Ad vicem Matris ejus (Christi), Matris nostrae Ecclesiae forma constituitur (От Матери Его (Христа) Мать наша Церковь приняла образ). Каждый миг своего существования Богоматерь говорит и действует от имени Церкви — figuram in se sanctae Ecclesiae demonstrat (образ в себе показуя святой Церкви) — не тем, что решает что-то за нее, и, разумеется, не явным своим вмешательством, но уже тем, что, так сказать, Мария одна несет и вмещает в себя всю Церковь. Она, как говорит кардинал Олье, составляет «существо Церкви». Она — «Церковь, царство и священство в одном лице». Пророчества Ветхого Завета о Церкви получают новое исполнение в лице Девы Марии, образом которой становится Церковь: «Как же прекрасны слова, которые, под видом Церкви, возвещали о Марии!» И напротив, все, что Евангелие говорит о Деве, столь же полно прообразует природу и судьбы Церкви: Sicut Maria, ita et Ecclesia (какова Мария, такова и Церковь). Во всем, что нам сказано о Богоматери, latent Ecclesiae sacramenta (скрыты таинства Церкви). «Так Дева Мария, лучшая из всех, кто входил в ветхозаветную Церковь, удостоилась стать Супругой Бога-Отца, чтобы чрез это соделаться и образом новой Церкви, Супруги Сына Божьего». Это подтверждается в равной степени в двух основных аспектах существования Церкви, которые мы рассмотрели ранее,— тех двух точках зрения, когда она предстает освящающей либо освященной.

Hosted by uCoz