Церковь и Дева Мария
Весьма примечательно, что сомнения, которые испытывают иные верующие по поводу Церкви, часто относятся и к Деве Марии. Точнее, критические замечания эпохи Реформации по поводу католической идеи Церкви распространяются также и на католический культ Марии.
Радуйся, Матерь Церковь, обращением сынов плодоносная
Подобное же повторяется и в древнем прологе к сакраментарию папы Геласия: «Как Мария трепетала от радости при рождестве Младенца Иисуса, так и Церковь трепещет от радости в таинстве рождения своих сынов»; и в возгласе из Руанского миссала:
«Gaude, Mater Ecclesia, filiorum adoptione fecundata, Quos Spiritus almiflua cooperante Sancti parturisti gratia!»
«Радуйся, Матерь Церковь, обращением сынов плодоносная,
Которых действием преизобильной благодати Духа Святого породила!».
В мосарабской литургии тоже часто сближались темы девственного материнства Богоматери и плодоносного целомудрия святой Церкви, без порока зачинающей сынов света и рождающей их в радости. Там же часто обе они называются «и супругами, и безневестными», в литургии прославляется и та, которую «ублажают все роды», и та, чьим посредством они становятся блаженными. «Одна,— поясняет Лан- франк,— приняла Слово от Духа Святого, другая же уверовала в Него в Духе Святом». Гуитмонд Аверский пишет: «Тело Церкви, как и Глава ее, рождается от Духа Святого и девственной Церкви, и из всех народов, как из разных членов, слагается единый новый человек». Мария и Церковь, по словам Исаака Этуальского, и та, и другая приносят Богу потомство: Мария без греха рождает главу для тела; Церковь, «чрез отпущение грехов, дает тело Главе. Итак, и первая, и вторая называются матерью Христа: но ни одна не является ею в
полной мере без участия другой». Мария, приносящая в мир Младенца, говорит аббат Гверрик, это Церковь, открывающая миру Слово Божие. Для духовного бракосочетания, замечает Руперт из Дейтца, говоря о бракосочетании в Кане, всегда необходимо присутствие Матери Иисуса, то есть Матери Церкви. Гимн Санской церкви воспевает Деву Марию, но традиция нам позволяет, а скорее — предлагает воспеть этими словами и другую девственную Мать:
Area Novi Testa menti, in qua nostri sacramenti continentur Veritas; Vas repletum vino mero, cella plena pane vero sub quo latet Deitas!