Церковь в мире
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Вновь на нашем пути встает противоречие: мистическая Супруга, Церковь, чье сердце сокрыто, есть в то же самое время и некое видимое явление, стоящее в одном ряду с прочими феноменами этого мира.
Человеческая природа двойственна. В ней присутствует и животное и духовное начало. Человек живет на земле, его участь — участь преходящего создания, но тем не менее что-то в нем непременно выходит за пределы земных горизонтов, неудержимо тянется к вечности. Уже в этом одном определена раздирающая человеческое существо борьба. Уже этого одного достаточно, чтобы лишить идею гражданской религии всякого основания. Да и сам Руссо, говоря о своей тоске по такого рода религии, вынужден был на той же странице признать, что она «основана на заблуждении». Какими бы ни были частные ее положения, она всегда возводит гражданское общество и земной порядок вещей в некий абсолют. Не видя иного способа оправдать такую религию, Руссо сводит ее к условности. Составные части исповедания веры, диктуемого государем, должны, по его мысли, восприниматься «не в качестве собственно религиозных догматов, но как выражение тех чувств, не разделяя которых невозможно быть ни добрым гражданином, ни верным подданным». При сохранении чрезмерных претензий со стороны Государства — ведь оно может и изгнать отказавшегося признать это исповедание и предать смерти выступающих против него — заблуждение оборачивается ложью.